Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Образовательный законопроект от Смолина. Глава 3. Образовательная деятельность, образовательные организации и педагогические работники

Пятница, 18 марта 2011

Образовательный законопроект от Смолина. Глава 3. Образовательная деятельность, образовательные организации и педагогические работникиСтатья 15. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность – осуществляемые организацией или гражданином (индивидуальная педагогическая деятельность) организация и осуществление образовательного процесса (обучения и (или) воспитания) с целью реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также предоставление образовательных услуг.

2. Индивидуальная педагогическая деятельность на возмездной основе вне образовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

3. Образовательная деятельность организаций по реализации образовательных программ подлежит лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом. Образовательная деятельность организаций за пределами реализации образовательных программ, а также индивидуальная педагогическая деятельность лицензированию не подлежат.

Деятельность обособленного подразделения (филиала) образовательной организации по обеспечению реализации образовательной организацией образовательных программ посредством электронного обучения лицензированию не подлежит.

Статья 16. Образовательные организации, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность

1. Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является образовательная деятельность.

2. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательной организации с момента предоставления ей лицензии на ведение образовательной деятельности.

3. В зависимости от реализуемых образовательных программ образовательные организации подразделяются на типы. При этом тип образовательной организации, реализующей основные образовательные программы разных уровней (ступеней), определяется в соответствии с образовательными программами более высокого уровня (ступени).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций:

1) дошкольного образования;

2) коррекционная организация дошкольного образования

3) общеобразовательная;

4) коррекционная общеобразовательная;

5) профессиональная;

6) высшего образования;

7) дополнительного образования детей;

8) дополнительного образования взрослых;

9) дополнительного профессионального образования;

10) дополнительного высшего образования;

11) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

12) образовательные организации, не отнесенные к типам, установленным пунктами 1-11, (нетиповые).

4. Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями учащихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции, предусмотренные законодательством об образовании).

5. Наименование образовательной организации наряду с формой собственности, организационно-правовой формой должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, тип и вид образовательной организации. В наименовании образовательной организации может быть указано ее специальное название.

6. Под иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в настоящем Федеральном законе понимаются организации, не имеющие в качестве основной уставной цели реализацию образовательных программ, в которых созданы специализированные структурные подразделения для реализации образовательных программ, а также организации, осуществляющие просветительскую деятельность и (или) оказывающие услуги за пределами реализации образовательных программ. Деятельность указанных в настоящей части специализированных подразделений регулируется положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми организациями в соответствии с законодательством об образовании.

Статья 17. Учредители образовательной организации

1. Учредителями образовательной организации могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

2) коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

3) некоммерческие организации, в том числе зарегистрированные в Российской Федерации общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

4) физические лица.

Негосударственная образовательная организация может иметь более одного учредителя.

2. Учредители, указанные в части первой части первой настоящей статьи, создают образовательные организации соответственно в организационно-правовой форме государственных и муниципальных учреждений.

3. Учредителем образовательной организации, реализующей военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Российская Федерация.

4. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только Российская Федерация или субъекты Российской Федерации.

Статья 18. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала создаются и регистрируются с учетом положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. О регистрации образовательной организации уполномоченный орган в течение трех месяцев уведомляет органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций соответствующего типа.

3. С момента регистрации образовательная организация приобретает права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной ее уставом и направленной на подготовку к осуществлению образовательной деятельности.

4. Образовательная организация может быть ликвидирована по решению учредителя (учредителей), а также по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом.

5. Государственное или муниципальное образовательное учреждение может быть ликвидировано или реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушения конституционных прав граждан в области образования, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования.

6. Ликвидация и реорганизация муниципальных сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений допускается только с согласия схода жителей поселений, обслуживаемых данным учреждением.

Статья 19. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области образования.

2. Устав образовательной организации, помимо сведений, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», должен содержать следующие сведения:

1) учредитель (учредители);

2) типы и виды реализуемых образовательных программ;

3) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема учащихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления учащихся, воспитанников;

д) наличие платных образовательных услуг, осуществляемых за пределами реализации образовательных программ, и порядок их предоставления;

4) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации, в том числе в части:

а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации;

в) источников и порядка формирования собственности образовательной организации;

г) осуществления предпринимательской деятельности;

5) порядок управления образовательной организацией, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательной организации, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательной организации и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательной организации;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации;

6) права и обязанности участников образовательного процесса;

7) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательной организации.

3. В образовательной организации должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с ее уставом, предложениями о внесении в него изменений и для свободного обсуждения этих предложений.

Статья 20. Права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательная организация вправе:

1) разрабатывать и принимать устав с последующим его утверждением учредителем;

2) разрабатывать, утверждать и реализовывать образовательные программы в соответствии с лицензией на ведение образовательной деятельности;

3) самостоятельно определять методики, формы учебной и воспитательной деятельности, используемые в образовательном процессе технологии (в том числе дистанционные, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном – на расстоянии – или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника);

4) самостоятельно формировать контингент учащихся, воспитанников в пределах оговоренной в лицензии квоты (предельного контингента учащихся), если иное не предусмотрено законодательством об образовании;

5) устанавливать ставки заработной платы и должностные оклады, а также надбавки и доплаты к должностным окладам работников образовательной организации, порядок и размеры их премирования;

6) осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и предусмотренную уставом образовательной организации.

3. Образовательная организация обязана:

1) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом образовательной организации, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

2) осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

3) обеспечивать в образовательном учреждении интернатного типа условия содержания воспитанников не ниже нормативных;

4) в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательной организации создавать в помещении образовательной организации необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контролировать их работу;

5) организовывать научно-методическую работу, содействовать деятельности педагогических организаций (объединений) и методических объединений;

6) обеспечивать создание и ведение официального сайта образовательной организации в информационно-коммуникационной сети общего пользования «Интернет»;

7) обеспечивать функционирование внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации, представлять учредителю и общественности, в том числе путем размещения на официальном сайте образовательной организации, отчет о самообследовании;

8) ежегодно представлять учредителю и общественности, в том числе путем размещения на официальном сайте образовательной организации отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.

4. Образовательная организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность в случаях:

1) невыполнения или ненадлежащего выполнения функций, отнесенных к ее компетенции;

2) реализации не в полном объеме образовательных программ;

3) несоответствия качества образования образовательным стандартам и требованиям;

4) несоответствия применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психо-физиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся;

5) причинения вреда жизни и здоровью учащихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса и (или) их пребывания в образовательной организации;

6) нарушения прав и свобод учащихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность также и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. На иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части образовательной деятельности распространяются права, обязанности и ответственность образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы.

Статья 21. Педагогические работники

1. Педагогическими работниками являются лица, выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса в образовательных организациях, специализированных структурных подразделениях иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также в иных организациях.

2. К педагогической работе допускаются лица, отвечающие квалификационным требованиям, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих по соответствующим должностям педагогических, научно-педагогических и руководящих работников образования.

3. К педагогической работе не допускаются лица, которым она запрещена по приговору суда, а также лица имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Статья 22. Права, свободы и меры социальной поддержки педагогических работников

1. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами в пределах, установленных настоящим Федеральным законом:

свободой преподавания и обсуждения, свободой проведения исследований, распространения их результатов, свободой выражения мнений, в том числе в отношении организации – работодателя или образовательной системы, свободой от вмешательства в их профессиональную деятельность;

свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения, воспитания и оценки освоения обучающимися программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;

правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания;

правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

правом на участие в разработке организацией – работодателем образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы;

правом на беспрепятственный доступ к учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса;

правом на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

правом на бесплатное пользование ресурсами государственных и муниципальных библиотек, государственных и муниципальных архивов и информационных центров (фондов), а также библиотек, архивов и информационных центров (фондов) образовательных организаций, в которых они работают;

правом на бесплатный доступ к информационно-коммуникационным сетям, спутниковым каналам и базам данных, к которым есть доступ у образовательных организаций, необходимым для преподавательской, научной или исследовательской деятельности;

правом на условия труда, в максимальной степени способствующие эффективной преподавательской и воспитательной работе, научной и исследовательской деятельности;

правом на бесплатное пользование услугами учебных, учебно-методических, научных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений организации – работодателя;

правом на осуществление научной, научно-технической, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством и (или) локальными нормативными актами организации – работодателя;

правом на участие в управлении образовательной организацией, в том числе на участие в коллегиальных органах самоуправления в порядке, определяемом уставом образовательной организации;

правом на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

правом на объединение в общественные профессиональные организации, педагогические сообщества в формах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

правом на защиту профессиональной чести и достоинства;

правом на занятие индивидуальной педагогической деятельностью во внерабочее время.

Педагогический работник образовательной организации высшего образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательной организации обязано создать для этого необходимые условия.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав, свобод и законных интересов других участников образовательного процесса.

3. Платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации, допускается только в случаях осуществления такой деятельности за пределами основных образовательных программ, реализуемых в данной организации.

4. Педагогические работники имеют следующие трудовые и социальные права и гарантии:

право на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;

право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. Размеры и порядок выплаты указанной компенсации определяются Правительством Российской Федерации и не могут быть ниже одной четвертой минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

право на установленные настоящим Федеральным законом доплаты за ученые степени и ученые звания независимо от типа образовательной организации, в которой они работают;

право на повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет;

право на аттестацию на квалификационную категорию;

право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 56 календарных дней;

право на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;

право на досрочное назначение трудовой пенсии независимо от должности и специальности в порядке, установленном федеральным законодательством;

право на первоочередное предоставление жилой площади в случае признания работника нуждающимся в улучшении жилищных условий;

право на бесплатное жилое помещение, на бесплатное предоставление услуг по отоплению и освещению этого помещения в сельских поселениях (в том числе рабочих поселках, поселках городского типа) вне зависимости от его размера;

иные трудовые и социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.

Педагогический работник – инвалид I группы по зрению вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается за счет средств учредителя соответствующей образовательной организации.

5. Педагогическая работа в образовательной организации включает: учебную (преподавательскую) и (или) воспитательную работу, индивидуальную работу с обучающимися, научную и исследовательскую работу, работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных и иных мероприятий с обучающимися, а также иную педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическую, подготовительную, организационную, диагностическую).

Соотношение объемов преподавательской работы (учебной нагрузки) и иных видов педагогической работы педагогических работников в пределах 36-ти часовой рабочей недели или соответственно учебного года устанавливается организацией – работодателем на один учебный год с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника и обеспеченности кадрами.

6. Аудиторная нагрузка педагогического работника образовательной организации устанавливается в трудовом договоре (контракте) и не может превышать:

- 18 часов в неделю при реализации общеобразовательных программ;

- 720 часов в год при реализации профессиональных образовательных программ.

7. На педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений распространяются социальные гарантии (включая гарантии по пенсионному обеспечению), предоставляемые федеральным гражданским служащим. На педагогических работников иных государственных и муниципальных образовательных учреждений распространяются социальные гарантии (включая гарантии по пенсионному обеспечению), установленные для государственных гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации.

8. На педагогических и иных работников образовательных учреждений (подразделений, учебно-консультационных пунктов), которые создаются при (в) учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространяются порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Статья 23. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);

2) соблюдать правовые и нравственные нормы, в том числе нормы профессиональной этики, а также устав образовательной организации;

3) уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса;

4) способствовать развитию у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формированию у них гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного общества;

5) пропагандировать здоровый образ жизни;

6) применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образования;

7) учитывать при реализации образовательных программ особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья, обеспечивать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

8) повышать квалификацию, профессиональный уровень;

9) проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать устав и правила внутреннего распорядка образовательной организации;

11) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федераци.

4. Педагогические работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Служебное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательной организации может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.

Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательной организации, за исключением случаев, которые могут стать основанием запрета заниматься педагогической деятельностью, или необходимости защиты прав и законных интересов учащихся.

Статья 24. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников

1. Педагогические работники имеют право на регулярное (не реже одного раза в пять лет) повышение квалификации, а также на профессиональную переподготовку по мере изменения условий профессиональной деятельности.

2. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, педагогических работников иных образовательных организаций – за счет средств самих образовательных организаций или их учредителей.

3. Образовательные организации и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают необходимые условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки своих педагогических работников.

Статья 25. Особенности трудовых отношений в системе образования

1. Для работников образовательной организации работодателем является данная образовательная организация, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, которое в соответствии с федеральным законом не допускается к педагогической деятельности, не может быть принято на работу в образовательную организацию.

3. Трудовые отношения работника и образовательной организации регулируются в соответствии с трудовым законодательством.

4. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательной организации по инициативе администрации этой организации до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

1) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

2) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Статья 26. Оплата труда педагогических работников

1. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательной организации выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательной организации других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений не могут быть ниже среднего размера оплаты труда в целом по Российской Федерации.

3. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений должен превышать средний размер оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации:

1) для учителей, мастеров производственного обучения и других педагогических работников, не указанных в пунктах 2 и 3 настоящей части – в 1,1 раза;

2) для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждений – в полтора раза;

3) для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы высшего и послевузовского образования – в два раза.

4. Педагогическим работникам, имеющим ученые степени, независимо от типа образовательной организации, в которой они работают, выплачиваются ежемесячные надбавки в размере:

- за ученую степень доктора наук – 15 000 рублей;

- за ученую степень кандидата наук – 8 000 рублей.

5. Педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений выплачивается ежемесячная надбавка за классное руководство в размере 3000 рублей.

6. Образовательная организация в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования с учетом установленной законодательством продолжительности рабочего времени.

7. Оплата труда работников, реализующих или обеспечивающих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется по повышенным тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных организаций, а также от сложности выполняемых работ. Размер повышения тарифных ставок (окладов) определяется Правительством Российской Федерации и не может быть менее 20 процентов.

8. Педагогические (научно-педагогические) работники государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования по условиям труда, в том числе по оплате труда, приравниваются к соответствующим категориям работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих соответствующие основные образовательные программы.

Статья 27. Индивидуальная педагогическая деятельность, осуществляемая на возмездной основе

1. Индивидуальная педагогическая деятельность на возмездной основе осуществляется физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на основании договора о получении образования на возмездной основе или договора оказания образовательных услуг.

2. При заключении договоров, указанных в части первой настоящей статьи исполнитель обязан ознакомить заказчика со свидетельством о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, а также с документами, подтверждающими его образовательный ценз и профессиональную квалификацию.

Договоры, указанные в части первой настоящей статьи, должны содержать реквизиты указанных в настоящей части документов, а также специальную отметку (подпись) заказчика об ознакомлении с ними. Несоблюдение этого требования может служить основанием признания судом договора недействительным.

3. Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, обязаны соблюдать требования, предусмотренные пунктами 2 – 6 части первой статьи 23 настоящего Федерального закона.

Источник: Образование – новости среднего, высшего образования