Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Образовательный законопроект от Смолина. Глава 5. Реализация основных общеобразовательных программ

Пятница, 18 марта 2011

Образовательный законопроект от Смолина. Глава 5. Реализация основных общеобразовательных программСтатья 38. Общие требования к реализации основных общеобразовательных программ

1. Основные общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных организациях, образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных организациях для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Основные общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных организациях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Основные образовательные программы общего образования могут реализовываться в интеграции с основными образовательными программами профессионального образования.

2. Образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Статья 39. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, эстетического и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования для всех слоев населения.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье органы местного самоуправления при поддержке государства обеспечивают действие сети дошкольных образовательных организаций.

4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

5. Предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем детском возрасте, включая консультирование их семей, обеспечивается государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями и иными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.

Статья 40. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

1. Учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей (далее – родительская плата) за содержание ребенка в указанных организациях, если иное не установлено настоящим федеральным законом.

2. Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

3. Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 41. Компенсация родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 40 процентов размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка – в размере 70 процентов, на третьего ребенка и последующих детей – в размере 100 процентов размера указанной родительской платы.

2. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 40 процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и соответствующие образовательные организации, на второго ребенка – в размере 70 процентов, на третьего ребенка и последующих детей – в размере 100 процентов.

Средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших плату за содержание ребенка в соответствующей образовательной организации.

4. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов в размере не менее 50 процентов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, рассчитываемых исходя из среднего сложившегося в субъекте Российской Федерации размера родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Предоставление субсидий осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 42. Дошкольная образовательная организация

1. Дошкольная образовательная организация – это тип образовательной организации, основной целью которой является реализация образовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми.

Дошкольная образовательная организация за пределами реализуемых основных общеобразовательных программ дошкольного образования вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы.

2. В дошкольные образовательные организации для получения дошкольного образования принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет по заявлению родителей (законных представителей).

3. Порядок приема детей в государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения и иные дошкольные образовательные организации, в которых финансовое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен обеспечивать зачисление всех детей, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на определенной учредителем соответствующей образовательной организации территории.

В приеме в дошкольную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отказа в приеме в дошкольную образовательную организацию родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую дошкольную образовательную организацию обращаются непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в области образования.

4. При приеме детей в госу¬дарственные и муниципальные образо¬вательные учреждения дошкольного об-разования, а также иные образовательные организации дошкольного образования, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не допускается проведение каких-либо конкурсных испытаний, а также какого-либо тестирова¬ния.

5. Осуществление образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях регламентируется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой такими организациями самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию и с учетом примерных программ дошкольного образования.

Статья 43. Особенности предоставления дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, принимаются в дошкольную образовательную организацию для освоения основной образовательной программы дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Материально-технические, в том числе финансовые, условия организации и обеспечения образовательного процесса, штатное расписание дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности (коррекционных дошкольных образовательных организаций), а также дошкольных образовательных организаций, в которых создаются комбинированные группы, должны обеспечивать реализацию основной образовательной программой дошкольного образования компенсирующей направленности, а также проведение необходимых реабилитационных и оздоровительных мероприятий с воспитанниками.

3. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в дошкольные образовательные организации любого вида дошкольная образовательная организация обязана обеспечить необходимые условия для образования, реабилитации и коррекционной работы с такими детьми.

Статья 44. Общее образование

1. Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее общее образование.

2. Прием детей в образовательные организации для получения начального общего образования осуществляется по достижении ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. По заявлению родителей (законных представителей) и с согласия коллегиального органа управления (педагогического совета) образовательная организация вправе принимать для получения начального общего образования детей, не достигших указанного в настоящей части возраста.

3. При отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья родители (законные представители) обязаны обеспечить поступление ребенка в образовательную организацию, реализующую образовательную программу начального общего образования, либо начало освоения им указанной программы в форме семейного образования до достижения им возраста восьми лет.

4. Общее образование является обязательным. Государство и органы местного самоуправления обеспечивают доступность и бесплатность общего образования для всех лиц независимо от их возраста путем создания и поддержки образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования в различных формах образования, включая очно-заочную и заочную формы.

5. Предельный возраст учащихся для получения основного общего образования в общеобразовательной организации в очной форме обучения составляет восемнадцать лет, если иное не установлено законодательством.

6. С согласия родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в области образования, учащийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего или среднего общего образования.

7. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования в иной форме.

8. Учащийся, достигший возраста пятнадцати лет, решением коллегиального органа управления образовательной организации может быть исключен из образовательной организации, если его пребывание в ней, несмотря на принимаемые меры воспитательного характера, оказывает отрицательное влияние на других учащихся, приводит к нарушению их прав и прав работников образовательной организации.

Решение об исключении учащегося принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

9. Образовательная организация незамедлительно обязана проинформировать об исключении учащегося его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления, осуществляющий управление в области образования, по месту его жительства.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органами местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательной организации, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другой образовательной организации.

Статья 45. Общеобразовательная организация

1. Общеобразовательная организация – это тип образовательной организации, основной целью которой является реализация образовательных программ общего образования. Общеобразовательная организация также вправе реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования, а также за пределами реализуемых основных общеобразовательных программ – дополнительные общеобразовательные программы.

2. Общеобразовательная организация по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку учащихся. Профессиональная подготовка может проводиться только с согласия учащихся и их родителей (законных представителей).

3. Виды общеобразовательных организаций устанавливаются федеральным законодательством.

4. Общеобразовательная организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за реализацию не в полном объеме образовательных программ общего образования.

Статья 46. Общеобразовательная организация – интернат

1. В общеобразовательной организации могут быть созданы условия для проживания учащихся (интернат). В этом случае в наименовании общеобразовательной организации через дефис указывается слово «интернат».

2. Если иное не установлено законодательством, за содержание детей в общеобразовательной организации с наличием интерната с родителей (законных представителей) может взиматься плата.

3. Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях-интернатах, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих двух и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях – интернатах устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 47. Особенности приема в общеобразовательную организацию

1. Прием граждан для получения общего образования в государственные, муниципальные общеобразовательные учреждения и в негосударственные общеобразовательные организации, в которых финансовое обеспечение основных образовательных программ общего образования осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется на общедоступной и бесплатной основе.

2. Прием в общеобразовательную организацию с наличием интерната проводится при отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания учащихся в интернате.

3. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, порядок приема граждан в государственные, муниципальные общеобразовательные учреждения и в иные общеобразовательные организации, в которых финансовое обеспечение образовательных программ общего образования осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен обеспечивать зачисление всех детей, имеющих право на получение общего образования и проживающих на территории, определенной учредителем общеобразовательной организации. В приеме в такую общеобразовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отсутствия мест в общеобразовательной организации родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в области образования.

4. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, организация конкурса или индивидуального отбора (равно какого-либо тестирования) при приеме (переводе) в общеобразовательные организации для получения общего образования не допускается.

5. Прием (перевод) граждан в общеобразовательную организацию для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов может осуществляться с учетом результатов освоения ими образовательной программы основного общего образования.

Статья 48. Особенности реализации образовательных программ общего образования

1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего образования организуется по учебным годам.

2. Учебный год в общеобразовательной организации начинается 1 сентября. Сроки начала учебного года в исключительных случаях могут быть изменены по решению учредителя.

3. Продолжительность учебного года для учащихся 2-11 классов составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, для учащихся первых классов – 33 недели.

4. Для учащихся устанавливаются каникулы: в течение учебного года продолжительностью не менее 30 календарных дней, летом – не менее восьми недель.

5. Для учащихся в первом классе ступени начального общего образования устанавливаются в течение учебного года дополнительные каникулы продолжительностью семь календарных дней.

6. Наполняемость классов при реализации образовательных программ общего образования не может составлять более 20 учащихся.

7. В общеобразовательной организации для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся с учетом потребности родителей (законных представителей) могут открываться группы продленного дня.

8. Обязательными предметами при освоении учащимися образовательных программ общего образования являются:

- русский язык, родной язык;

- литература, родная литература;

- иностранный язык (иностранные языки);

- математика (включая алгебру и геометрию);

- информатика;

- история (включая историю России и всемирную историю);

- обществознание (включая основы государства и права и на ступени среднего общего образования основы экономики и основы социологии);

- география;

- основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования;

- физика;

- химия;

- биология;

- искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру);

- технология;

- физическая культура;

- основы безопасности жизнедеятельности.

9. Предметы, не указанные в части восьмой могут изучаться по желанию и (или) выбору учащегося на факультативной и (или) элективной основах.

10. Перевод учащегося в следующий класс осуществляется по решению коллегиального органа управления образовательной организации.

Если в результате того, что учащийся не полностью освоил образовательную программу учебного года, не прошел промежуточной аттестации по двум или более предметам (курсам, дисциплинам, модулям), освоение им образовательной программы следующего учебного года не представляется возможным, по решению коллегиального органа управления образовательной организацией согласованному с его родителями (законными представителями) такой учащийся:

- может быть оставлен на повторное обучение;

- может быть переведен в класс компенсирующего обучения с меньшим числом учащихся;

- может продолжить получение образования в очно-заочной форме или в форме семейного образования.

11. Учащиеся, не освоившие образовательную программу предыдущей ступени, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

12. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, образовательный процесс организуется на дому или в лечебно-профилактических учреждениях.

При наличии в общеобразовательной организации необходимых условий ею могут проводиться реабилитационные и лечебно-оздоровительные мероприятия для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Основанием для организации образовательного процесса на дому или в лечебно-профилактическом учреждении являются заключение лечебно-профилактического учреждения и письменное обращение родителей (законных представителей). Обучение осуществляет общеобразовательная организация, в которую был зачислен учащийся, или общеобразовательная организация по месту жительства (месту лечения) учащегося, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 49. Особенности общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с обеспечением специальных условий обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, в том числе в коррекционных классах и классах интегрированного обучения общеобразовательных организаций, а также в коррекционных общеобразовательных организациях.

2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе указанных в части пятой статьи 28 настоящего Федерального закона, субъектами Российской Федерации создаются государственные коррекционные общеобразовательные учреждения различных видов и категорий, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

3. Предельная наполняемость коррекционного класса, класса интегрированного обучения, а также класса (группы), группы продленного дня в коррекционной общеобразовательной организации зависит от категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья и не может превышать 15 человек.

4. Особенности организации образовательного процесса в государственных коррекционных общеобразовательных учреждениях различных видов определяются положениями об учреждениях соответствующих видов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

5. Материально-технические, в том числе финансовые, условия организации и обеспечения образовательного процесса и штатное расписание коррекционной общеобразовательной организации, а также общеобразовательной организации при наличии в ней коррекционных классов и (или) классов интегрированного обучения должны обеспечивать реализацию образовательной программы общего образования, а также проведение необходимых реабилитационных и оздоровительных мероприятий с учащимися.

6. Учащиеся, проживающие в интернате государственного коррекционного общеобразовательного учреждения, находятся на полном государственном обеспечении и в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Иные учащиеся государственного коррекционного общеобразовательного учреждения обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

7. Отдельные категории лиц с ограниченными возможностями здоровья могут получать общее образование путем освоения адаптированных – специальных и (или) индивидуальных основных общеобразовательных программ. Указанные категории определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.

8. Лицам с ограниченными возможностями здоровья из числа категорий, указанных в части седьмой настоящей статьи, которые по состоянию здоровья не смогли освоить в полном объеме образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования, выдается свидетельство о получении основного общего и (или) среднего общего образования. Форма и порядок выдачи указанного свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.

9. Свидетельство, указанное в части восьмой настоящей статьи дает право на получение начального профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.

Статья 50. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь учащимся, осваивающим образовательные программы общего образования

1. В целях оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, осуществления педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи таким обучающимся органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

2. Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

1) осуществляет диагностику уровня психического, физического развития и отклонений в поведении учащихся, осваивающих основные образовательные программы общего образования;

2) осуществляет психолого-педагогическое консультирование учащихся, их родителей (законных представителей), оказывает логопедическую помощь учащимся;

3) организует коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с учащимися;

4) проводит комплекс реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий;

5) оказывает помощь учащимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;

6) в целях профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и других социально-значимых заболеваний осуществляет комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе углубленную диагностику состояния физического и психического здоровья детей, консультативную помощь учащимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам.

3. Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи оказывает помощь общеобразовательным организациям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

4. Педагогическая и психологическая помощь в центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра.

5. Социальные педагоги центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи осуществляют комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей, оказывают им социальную помощь, поддерживают связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

Статья 51. Государственная итоговая аттестация учащихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования

1. Образовательные цензы основного общего образования и среднего общего образования подтверждаются документами об образовании государственного образца – свидетельством об основном общем образовании и аттестатом о среднем общем образовании, выдаваемыми по результатам соответствующей государственной итоговой аттестации.

2. Государственная итоговая аттестация учащихся, завершивших освоение образовательной программы основного общего образования, проводится в форме государственных выпускных экзаменов специально создаваемой органом по контролю и надзору в области образования государственной аттестационной комиссией.

3. Государственная итоговая аттестация учащихся, завершивших освоение образовательной программы среднего общего образования, проводится в форме государственных выпускных экзаменов специально создаваемой органом по контролю и надзору в области образования государственной аттестационной комиссией, либо – по желанию учащегося – в форме единого государственного экзамена.

4. Для учащихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, государственная итоговая аттестация проводится в форме государственных выпускных экзаменов государственной аттестационной комиссией, созданной в таком образовательном учреждении.

5. При проведении государственной итоговой аттестации могут присутствовать общественные наблюдатели.

Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в области образования.

Порядок аккредитации общественных наблюдателей, требования, предъявляемые к общественным наблюдателям, их права и обязанности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования или по их поручению органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области образования.

6. Лица, достигшие особых успехов при освоении основных образовательных программ среднего общего образования, награждаются похвальными грамотами, а также золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении» в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

7. Лицам, прошедшим в пределах основных образовательных программ среднего общего образования профессиональное обучение и успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о квалификации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

Статья 52. Единый государственный экзамен

1. Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования, с использованием контрольно-измерительных материалов и электронных технологий обработки информации.

К проведению единого государственного экзамена привлекаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в области образования, а также учредители общеобразовательных организаций.

По предмету «литература» единый государственный экзамен проводится по выбору учащегося в форме сочинения и (или) в устной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. По предмету «история» и предметам образовательной области «обществознание» единый государственный экзамен проводится в устной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Содержание контрольных измерительных и иных материалов единого государственного экзамена, а также сведения об используемых при проведении единого государственного экзамена информационно-телекоммуникационных технологиях являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению. Порядок разработки контрольных измерительных и иных материалов единого государственного экзамена определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования.

Лица, привлекаемые к проведению единого государственного экзамена, обязаны соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования, режимы защиты контрольных измерительных материалов, порядок их обработки и использования.

3. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, результаты единого государственного экзамена признаются общеобразовательными организациями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации учащихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования, а образовательными организациями высшего образования – в качестве результатов вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее – участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Свидетельство о результатах единого государственного экзамена действительно по 31 декабря четвертого года с момента сдачи единого государственного экзамена.

Лицам, освоившим основные образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся. Взимание платы за сдачу единого государственного экзамена не допускается.

Лицам, призванным для прохождения военной службы в период действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена, действие такого свидетельства продлевается на срок прохождения ими военной службы, но не менее, чем на год.

Форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

4. В целях организации проведения единого государственного экзамена и учета его результатов формируются федеральная база данных и базы данных субъектов Российской Федерации о проведении единого государственного экзамена.

Порядок формирования и ведения указанных баз данных, обеспечения их взаимодействия, доступа к содержащейся в них информации и ее предоставления определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования.

Источник: Образование – новости среднего, высшего образования