Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Образовательный законопроект от Смолина. Глава 7. Высшее и послевузовское образование

Суббота, 19 марта 2011

Образовательный законопроект от Смолина. Глава 7. Высшее и послевузовское образованиеСтатья 59. Реализация основных образовательных программ высшего образования

1. Основные образовательные программы высшего образования в соответствии с решением ученого совета высшего учебного заведения могут быть реализованы непрерывно с присвоением квалификации «специалист» или по ступеням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего образования:

высшее образование с присвоением степени “бакалавр”;

высшее образование с присвоением степени “магистр”.

3. Сроки освоения основных образовательных программ высшего образования устанавливаются высшими учебными заведениями в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования или иными образовательными стандартами, предусмотренными настоящим Федеральным законом. При этом сроки освоения образовательных программ не могут быть менее четырех лет для подготовки бакалавра и двух лет для подготовки магистра.

4. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также по решению ученого совета высшего учебного заведения для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего образования по сокращенным или по ускоренным программам подготовки бакалавра и (или) специалиста, допускается получение высшего образования по таким программам.

5. Получение впервые образования по образовательной программе подготовки магистра не может рассматриваться как получение второго высшего образования.

6. Государственная итоговая аттестация граждан, освоивших образовательные программы высшего образования, осуществляется в форме государственных экзаменов и (или) защиты квалификационной работы.

Положение о государственной итоговой аттестации граждан, освоивших образовательные программы высшего образования, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.

7. Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего образования, не прошедшим итоговой аттестации, выдаются академические справки установленного образца.

Статья 60. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

1. Высшим учебным заведением является образовательная организация, реализующая в соответствии с лицензией образовательные программы высшего образования.

2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

3) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и учащихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

4) формирование у учащихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации;

5) сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

3. Высшее учебное заведение через соответствующие структурные подразделения при наличии соответствующих лицензий может реализовывать любые образовательные программы, установленные статьей 8 настоящего Федерального закона.

4. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено законодательством. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются уставом высшего учебного заведения или в установленном им порядке.

5. Если иное не установлено федеральным законом, порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных высших учебных заведений, а также их филиалов определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 61. Виды и категории высших учебных заведений

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

2. Университет – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

3. Академия – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области (областей) научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

4. Институт – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Институт может реализовывать образовательные программы послевузовского образования.

5. В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория «национальный исследовательский университет». Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».

6. В целях комплексного обеспечения федеральных округов высококвалифицированными работниками и научно-педагогическими кадрами, координации научной и методической работы в данном федеральном округе по предложению Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации могут учреждаться федеральные университеты.

7. В наименовании высшего учебного заведения указываются его вид и (при наличии) категория. В наименовании высшего учебного заведения может быть указано его специальное название (консерватория, высшее училище и др.).

8. Реализация программ высшего и послевузовского образования Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», а также другими федеральными государственными высшими учебными заведениями, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых указанными высшими учебными заведениями.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

9. Деятельность отдельных, имеющих общефедеральное значение университетов и академий, в том числе Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета, может регулироваться специальными федеральными законами.

Статья 62. Автономия высших учебных заведений и академические свободы

1. Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, в подборе и расстановке кадров в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения.

2. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе:

- свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методы научных исследований;

- свобода студента выбирать учебники, учебные пособия, иную необходимую для образования литературу, посещать лекционные занятия, а также право отвода экзаменатора при проведении текущей аттестации.

3. Предоставляемые автономия и академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для получения образования, за качество образования, за успеваемость.

Статья 63. Управление высшим учебным заведением

1. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением о высшем учебном заведении, которое для негосударственных высших учебных заведений носит характер примерного положения, и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

2. При создании или реорганизации высшего учебного заведения его устав утверждается учредителем (учредителями).

Общее собрание (конференция) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и учащихся государственного (муниципального) высшего учебного заведения (далее – общее собрание (конференция)) вправе по истечении одного года со дня начала реализации образовательных программ высшего образования вносить в устав высшего учебного заведения изменения, в том числе принять его в новой редакции.

3. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган – ученый совет.

В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры, а также президент, если такая должность предусмотрена уставом. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией).

Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения о высшем учебном заведении.

4. В федеральных университетах создаются попечительские советы. Создание попечительских советов в других высших учебных заведениях может быть предусмотрено их уставами.

Попечительские советы создаются в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития высших учебных заведений, привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения их деятельности по приоритетным направлениям развития и осуществления контроля их использования.

Порядок формирования попечительского совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности определяются уставом высшего учебного заведения.

5. В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления высшего учебного заведения и их компетенция определяются уставом высшего учебного заведения.

6. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Если иное не установлено федеральным законом, ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя высшего учебного заведения.

В случае мотивированного отказа органа исполнительной власти, осуществляющего функции учредителя высшего учебного заведения, утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, проводятся новые выборы, при этом если кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя высшего учебного заведения, в обязательном порядке.

Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ректор Санкт-Петербургского государственного университета, а также ректоры федеральных университетов утверждаются в должности Президентом Российской Федерации.

7. Если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя высшего учебного заведения. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом исполнительной власти по трудовому договору (контракту) на срок не более чем пять лет. Органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя высшего учебного заведения, по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.

После получения вновь государственной аккредитации в высшем учебном заведении избирается ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

8. Устав вновь создаваемого или реорганизуемого государственного или муниципального высшего учебного заведения утверждается органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя. Ректор такого высшего учебного заведения назначается органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя, на срок не более пяти лет.

9. В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя высшего учебного заведения, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. При этом в устав высшего учебного заведения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения. Должность президента федерального университета учреждается при его создании.

Совмещение должностей ректора и президента государственного или муниципального высшего учебного заведения не допускается.

Президент высшего учебного заведения избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя высшего учебного заведения, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

10. Президент высшего учебного заведения по согласованию с его ректором осуществляет следующие полномочия:

1) представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;

2) участвует в разработке концепции развития высшего учебного заведения;

3) участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления высшего учебного заведения;

4) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения.

Статья 64. Прием в высшее учебное заведение

1. В высшие учебные заведения для освоения образовательных программ бакалавра и специалиста принимаются лица, имеющие среднее общее образование, для освоения программ магистратуры – имеющие высшее образование. Условия приема должны обеспечивать зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности.

2. Прием в высшие учебные заведения для обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на конкурсной основе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами – на условиях, определяемых учредителем высшего учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. При приеме в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения для обучения по программам подготовки бакалавра и специалиста конкурс проводится по результатам вступительных испытаний, проводимых высшим учебным заведением. Число вступительных испытаний, если иное не установлено федеральным законом определяется высшим учебным заведение и не должно превышать четырех.

Предметы, по которым проводятся вступительные испытания, и экзаменационные задания определяются высшим учебным заведением и должны отвечать соответственно структуре и требованиям к результатам освоения образовательных программ, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

По желанию абитуриента вместо результатов вступительных испытаний при проведении конкурса могут учитываться результаты единого государственного экзамена, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет вправе учитывать при проведении конкурса по предметам профильной направленности исключительно результаты вступительных испытаний.

Высшим учебным заведениям может быть предоставлено право при проведении конкурса учитывать по предметам профильной направленности исключительно результаты вступительных испытаний. Перечень указанных высших учебных заведений утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Прием в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения лиц, имеющих среднее профессиональное образование, для обучения по сокращенным программам бакалавриата и подготовки специалиста соответствующего профиля осуществляется по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются высшим учебным заведением.

5. При приеме в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные высшие учебные заведения вправе проводить вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются при проведении конкурса. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в государственные высшие учебные заведения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя высшего учебного заведения.

7. Перечень вступительных испытаний и правила их проведения в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях объявляются такими высшими учебными заведениями не позднее 1 сентября года, предшествующего году их проведения.

8. Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем образовании. Об ознакомлении абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или об отсутствии указанного свидетельства в приемные документы вносится запись, которая заверяется личной подписью абитуриента.

9. Порядок установления федеральным органом исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, осуществляющим функции учредителя высшего учебного заведения, контрольных чисел приема граждан, учащихся за счет средств федерального бюджета, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, в соответствии с нормативами, установленными настоящим Федеральным законом.

10. Контрольные числа приема граждан для получения образования за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему в федеральные государственные высшие учебные заведения, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции учредителя, ежегодно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

11. Контрольные числа приема граждан для освоения образовательной программы подготовки магистра за счет средств федерального бюджета не должны быть менее планируемых чисел учащихся, завершающих в соответствующем году освоение образовательной программы подготовки бакалавров.

12. Лица, окончившие с медалями (с отличием) имеющие государственную аккредитацию общеобразовательные или профессиональные образовательные организации, принимаются в высшие учебные заведения по результатам собеседования, либо по результатам вступительных испытаний профильной направленности, если высшему учебному заведению предоставлено право учитывать по предметам профильной направленности исключительно результаты вступительных испытаний, либо по результатам вступительных испытаний творческой или профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением в соответствии с частью пятой настоящей статьи. Указанным лицам, не прошедшим собеседование (не получившим по профильному предмету оценку «пять»), предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.

13. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды с детства, а также инвалиды III группы вследствие военной травмы или заболевания, полученного при прохождении военной службы, которым в соответствии с федеральным законодательством не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях по соответствующим направлениям подготовки;

3) граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

4) граждане, которые уволены с военной службы и поступают в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий.

14. Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады. Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, принимаются в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

15. Чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.

16. Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются граждане:

- уволенные с военной службы;

- дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;

- дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами.

17. Граждане, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, а также граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения).

18. Граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего образования для обучения по образовательным программам высшего образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

19. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, при условии успешного прохождения вступительных испытаний пользуются правом в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, поступления вне конкурса в государственные и муниципальные высшие учебные заведения, а также на подготовительные отделения федеральных государственных высших учебных заведений для обучения за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

20. Подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и имеющих право на получение высшего образования, к вступительным испытаниям осуществляется на подготовительных отделениях федеральных государственных высших учебных заведений, порядок отбора которых и предусматриваемый в соответствии с таким порядком, перечень которых определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

Если указанные граждане обучаются на указанных подготовительных отделениях впервые после окончания военной службы по контракту, то их обучение осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, они обеспечиваются социальными стипендиями в размере, повышенном на 50 процентов по сравнению с размером, установленным для студентов федеральных государственных высших учебных заведений.

21. Правила приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определяются учредителем и закрепляются в уставе высшего учебного заведения.

Статья 65. Студенты высших учебных заведений

1. Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.

2. Наряду с общими правами учащихся, установленными настоящим Федеральным законом, студенты высших учебных заведений имеют право:

1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения;

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения;

10) продолжать обучение на следующей ступени высшего образования на тех же условиях, что и на предыдущем уровне.

3. Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются средства из федерального бюджета:

- на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере 25 процентов стипендиального фонда;

- для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения в размере 20 процентов стипендиального фонда.

4. Студентам, получающим высшее образование в очной форме за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выдается доплата на питание из расчета на одного человека на каждый календарный день не менее чем три процента размера прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

5. Студентам, получающим высшее образование в очной форме за счет средств федерального бюджета, предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно в целях отдыха и лечения.

Иногородним студентам, получающим высшее образование в очной форме за счет средств федерального бюджета, предоставляется право на бесплатный проезд к месту постоянного жительства один раз в год туда и обратно железнодорожным транспортом, при отсутствии железнодорожного сообщения – автобусным транспортом, а студентам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, – авиационным транспортом.

Порядок обеспечения установленных настоящей частью прав на бесплатный проезд определяется Правительством Российской Федерации.

6. По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

7. Студентам очной формы обучения имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с федеральным законом.

8. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

9. Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.

Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.

10. Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в области занятости населения Российской Федерации по соответствующим профессиям, специальностям.

11. Студенты высших учебных заведений имеют право перехода в данном высшем учебном заведении в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, на обучение по другому направлению подготовки (специальности).

12. Студенты высших учебных заведений имеют право перехода в данном высшем учебном заведении в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, с обучения по программе подготовки бакалавра на обучение по программе подготовки специалиста, а также на старших курсах с обучения по программе подготовки специалиста на обучение по программе подготовки магистра, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

13. Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования.

14. Высшие учебные заведения в соответствии со своим уставом вправе поощрять студентов морально и материально за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе и общественной жизни.

15. Студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

16. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Статья 66. Работники высших учебных заведений

1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

2. Помимо прав, установленных частью первой статьи 21 настоящего Федерального закона, научно-педагогические и научные работники высшего учебного заведения имеют право:

1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения;

2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;

3) определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования или федеральных государственных требований, а также иных образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

5) выбирать методы и средства проведения научных исследований, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям, обеспечивающие высокое качество научного процесса и отвечающие мерам безопасности.

3. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются трудовым законодательством Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями.

Статья 67. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников

1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

2. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского образования, устанавливаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

3. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок, виды и формы повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 68. Ученые звания

1. В Российской Федерации устанавливаются ученые звания профессора и доцента.

2. Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского образования.

3. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях.

Статья 69. Оплата труда работников высшего учебного заведения

1. Если иное не установлено законом, высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).

3. Минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются в размере не ниже пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

4. Помимо установленных частью четвертой статьи 25 настоящего Федерального закона научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

сорока процентов за должность доцента;

шестидесяти процентов за должность профессора.

Статья 70. Послевузовское образование

1. Послевузовское образование направлено на подготовку научных и педагогических кадров, а также медицинских и фармацевтических работников высшей квалификации.

2. Послевузовское образование реализуется в аспирантурах (адъюнктурах), ординатурах и интернатурах создаваемых в высших учебных заведениях и научных организациях.

3. Положения об аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре, интернатуре и докторантуре, а также о подготовке диссертационных работ в форме соискательства утверждаются уполномоченными Правительством Российской Федерации органами исполнительной власти.

4. В аспирантуру (адъюнктуру) государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного высшего образования, научных организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.

5. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

6. Порядок приема и обучения в интернатуре и ординатуре, в том числе права и обязанности, а также социальные гарантии интернов и ординаторов, определяются законодательством об охране здоровья граждан.

7. В докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук.

Статья 71. Докторанты, аспиранты, адъюнкты, соискатели

1. Докторантом является лицо, зачисленное в установленном порядке в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

2. Аспирантом является лицо, зачисленное в установленном порядке для обучения в аспирантуру и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

3. Адъюнктом является военнослужащий, зачисленный в установленном порядке в адъюнктуру и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

4. Соискателем ученой степени кандидата наук является лицо, имеющее высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра, прикрепленное к организации, имеющей аспирантуру (адъюнктуру), и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре).

5. Соискателем ученой степени доктора наук является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук, прикрепленное к организации, имеющей докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

6. Аспиранты (адъюнкты), учащиеся в очной форме за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями (при необходимости – местами в общежитиях) и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. Размер указанных стипендий не может быть менее трех размеров социальных стипендий студентов высших учебных заведений, учащихся за счет средств соответствующего бюджета.

7. Аспиранты, учащиеся в заочной форме, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, учащиеся в заочной форме, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Аспирантам, учащимся в заочной форме, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

9. Докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца. При необходимости докторанты обеспечиваются местами в общежитиях. Размеры указанных стипендий не могут составлять менее шести размеров социальных стипендий студентов высших учебных заведений, учащихся за счет средств соответствующего бюджета.

За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежнее место работы.

10. Аспиранты, адъюнкты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).

11. Для приобретения научной литературы аспирантам, адъюнктам и докторантам, учащимся за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

12. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях.

13. Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. За соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежнее место работы.

Источник: Образование – новости среднего, высшего образования